В 21 веке скорость жизни увеличивается, а человеческие потребности с одной стороны остаются теми же, а с другой – общество предъявляет к человеку все больше требований. Проблема больших городов, с их скоростью жизни часто проявляется в том, что находясь внутри этой системы, мы не всегда находим время, а иногда и место, чтобы разобраться в том, что является главным в жизни любого человека – своих чувствах, потребностях, отношениях.

Современное родительство в век глобальных и быстрых изменений – это очень сложная задача. С одной стороны, у нас столько разных возможностей, чтобы реализовать себя в этой роли и воспитывать детей, начиная от погремушек и колясок, заканчивая всевозможными детскими школами раннего развития, студиями, кружками. Только успевай зарабатывать деньги и возить на них свое чадо туда, где ими будут заниматься. И часто так бывает, что дни настолько распланированы, что ни у детей, ни у самих родителей нет ни сил, ни времени на теплые, добрые разговоры или решение каких-то конфликтов, которые, конечно же неизбежны в жизни каждого человека. С другой — часто все осложняется тем, что мы, родители, не придаем отношениям должного внимания. По разным причинам, а чаще, потому, что в нашей родительской семье с ними тоже никто отношения особо не строил. Мы попросту не знаем, как эти самые отношения с ребенком выстраиваются. Не многим из нас повезло в детстве быть услышанным и принятым со своими детскими потребностями. И, к сожалению, мы обращаем на наших детей внимание только тогда, когда появляются более серьезные проблемы. Кризисы в нашей жизни, как и в отношениях, – это тоже неизбежная вещь, это правда. И то, как мы сами проходим эти кризисы и как поддерживаем наших детей, зависит от того, насколько мы обладаем необходимыми знаниями и навыками.

Еще одна проблема в том, что родителей часто критикуют – детский сад, школа, их собственные родители, родители других детей, мамочки на детских площадках и т.д. Их критикуют, но не обучают, не помогают в получении необходимых навыков эффективного построения отношений с детьми. В итоге, мы остаемся один на один с проблемами и абсолютно не поддержанными в своем родительстве. А одно из необходимых условий успешного родителя – это способность расти вместе со своим ребенком, при этом оставаясь для него точкой опоры, от которой ребенок может оттолкнуться, постигая окружающий его мир и, куда он сможет вернуться, не опасаясь быть отвергнутым или раскритикованным. Для того, чтобы дать ребенку это чувство устойчивости и безопасности, в каком бы возрасте он ни был, родителям самим необходимо ее иметь или найти поддержку.

Именно поэтому еще в 70-х годах ХХ века в западном мире стали набирать большую популярность образовательные тренинги для родителей. На тренингах родители получают не только знания, но и практический опыт построения детско-родительских отношений.

Тренинг эффективного родителя (автор Др. Томас Гордон, 1975г.) – это первая систематическая программа по развитию родительских навыков, призванная помочь родителям успешно решать задачи воспитания и развития ребенка. Она с успехом применяется в 50 странах мира.

Основная концепция тренинга Эффективного родителя – стремление построить крепкие отношения между родителем и ребенком, построенные на взаимном уважении и доверии. Отношения, которые помогли бы ребенку обрести необходимую уверенность в себе и раскрыть его творческие способности, а родителю, давали возможность чувствовать себя счастливым и устойчивым в своей роли.

В рамках этой программы родители научатся:

  • Понимать,что чувствуют дети,они сами, и какие потребности за этим стоят;
  • Выражать свои пожелания и потребности, разговаривать с детьми так, чтобы они слушали;
  • Конструктивно решать конфликты, возникающие в семье и управлять неприемлемым поведением детей без насилия;
  • Укреплять самооценку, повышать ответственность ребенка и поощрять его к сотрудничеству с вами и окружающими людьми.

Программа построена на лекциях, демонстрациях, практических упражнениях, ролевых играх и разборе ситуаций. Также участники должны выполнять домашнее задание в своей семье, а опыт и результаты обсуждаются в малых группах.

Эта программа универсальна и подходит для родителей с детьми разных возрастов. Эта программа абсолютна практична. Благодаря прохождению этой программы у родителей появляются практические компетенции по воспитанию и развитию ребенка и решению конфликтов как в детско-родительских отношениях, так и между братьями/сестрами.

Воспитывая детей по этой программе, родители формируют такие отношения, в которых дети чувствуют, что они могут поделиться с родителями собственными чувствами, мечтами, вместо того, чтобы прятать их в себе; а дети учатся внутренней дисциплине, самоконтролю и внутреннему чувству ответственности.

Цикл занятий состоит из 38 академических часов – 4 полных дня (выходной день с 10.00 до 18.30 с обедом).

Размер группы до 15 человек, что позволяет общаться, принимать активное участие каждому члену группы, обеспечивает эмоциональный комфорт, разные мнения и опыт.

Проведенные исследования показали, что после прохождения программы:

  • Повышается уверенность родителей в себе и своих способностях.
  • Родители приобретают определенные навыки, которые помогают развивать открытые взаимосвязи со своими детьми.
  • Родители испытывают меньше стресса и тревоги по поводу воспитания детей.
  • Родители учатся позитивно и успешно вести себя с детьми, исчезает напряженная и неприятная атмосфера в семье.
  • Уменьшается количество конфликтов как с детьми, так и с партнером.

Главный результат программы – улучшение микроклимата, теплые отношения в семье и даже в социальных учреждениях (детский сад, школа), а так же более счастливые дети и их родители.

taomed.by